Музей школы

Жители и гости нашего прекрасного города знают и любят его памятники и музеи. Но мало кому из петербуржцев известно, что в городе есть удивительный музей со славной историей, уникальными памятниками и небывалыми экскурсоводами.

Это музей истории школы-интерната № 1 имени К.К. Грота, созданный в 1969 году и хранящий в своей летописи историю нашей школы со времен Александро-Мариинского училища, с 1881 года.

Экспонаты музея школы Грота – это гордость России! В их числе - памятник К.К. Гроту скульптора Марка Антокольского, бюст К.К. Грота скульптора Пармёна Забелло, бюсты Луи Брайля и Валентина Гаюи времен Александро-Мариинского училища.

Интереснейший памятник Константину Карловичу Гроту авторства известного скульптора Марка Антокольского - это главная достопримечательность нашего музея и Малой Охты. Кто такой К.К. Грот, прежде известный всей России? Что за девушка стала прототипом центральной скульптуры памятника? Что за книгу она читает? Что написано в этой книге и каким шрифтом?

Почему К.К. Грот заказал во Франции бюсты малоизвестных в то время Луи Брайля и Валентина Гаюи?

Эти и многие другие загадки музея школы Грота разгадали и продолжают разгадывать ребята, которые здесь учатся: гротовцы. Это актив школьного музея. Удивительно и то, что большинство исследователей и экскурсоводов – незрячие.

Записи голосов многих из них – музейных активистов разных поколений – остались в школьном музее, и из их вдохновенных рассказов создан аудио музей. Теперь история школы доступна и тем, кто лишен зрения.

Двери нашего музея открыты не только для учеников и педагогов нашей школы. Мы приглашаем к себе также петербуржцев и гостей нашего города. В разделе «Экскурсии» выбирайте темы экскурсий, которые вас интересуют. Ждем вас!

Информация для посетителей (классов и различных экскурсионных групп):

  • Музей открыт с понедельника по пятницу с 11.00 до 18.00.
  • Выходные дни – суббота и воскресенье.
  • По предварительной договоренности с руководителем музея, можно заказать экскурсию на любое удобное для вас время (в том числе, на выходной день).

Наш адрес: Санкт-Петербург, проспект Шаумяна, д.44, кабинет 231

Рабочий e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Руководитель музея: Манилкина Светлана Александровна: +7 (905) 211-54-32

Наша история
История школы

История школы-интерната № 1 имени К.К. Грота

«Школа была и остается школой, ведущей к свету.
Наши выпускники выходят из школы, переступив тьму».
К.К. Грот

История школы-интерната № 1 имени К.К. Грота берет свое начало со времени основания в Российской империи Александро-Мариинского училища слепых - учебного заведения для детей-инвалидов по зрению. Первоначально оно было открыто в 1881 году как частное заведение, первая школа для незрячих детей, основанная известным политическим и общественным деятелем Константином Карловичем Гротом в снятой им квартире на Таврической улице. Тогда там училось всего 10 слепых мальчиков.
Школа вошла в состав Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.
В 1883 году была открыта школа для незрячих девочек.
В 1885 году две школы (мужская и женская) объединились в одну, обучение перестало быть раздельным. После объединения женской и мужской школы удвоился и педагогической состав. К.К. Грот выбрал в качестве директора новой школы известного российского тифлопедагога Германа Павловича Недлера, прошедшего перед этим стажировку в Дрезденском королевском институте слепых.
В 1889 году усилиями К.К. Грота с помощью венценосных спонсоров было построено специальное здание Александро-Мариинского училища по проекту известного архитектора, академика, действительного члена Академии художеств, Антония Осиповича Томишко. Здание Александро-Мариинского училища было заложено 2 июня 1888 г., а к осени 1889 г. было вчерне закончено. Так появилось на карте Санкт-Петербурга Александро-Мариинское училище слепых. Расходы на его содержание разделили с К.К. Гротом члены Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.
Училище располагалось на Песочной улице (Аптекарский остров). На той же улице были выстроены трудовые мастерские, где выпускников обучали плетению корзин и мебели, изготовлению щеток, шитью и прядению.
Первой задачей К.К. Грот считал «воспитание и обучение слепых детей, и подготовку их к самостоятельности», второю задачей - «подготовку к самостоятельной жизни взрослых трудоспособных слепых» и уж затем «заботу о неспособных к труду слепых» («Материалы к жизнеописанию К.К. Грота», СПб, 1915 г.).
К 1885 году в училище обучалось 55 учащихся (мальчиков и девочек). В 1890 году состоялся первый выпуск. К 1892 году в училище было уже 100 учащихся (58 мальчиков и 42 девочки), а по состоянию на 1 января 1911 года — 120 учащихся.
В училище принимались слепые дети всех сословий от 7 до 11 лет. Училище состояло из приготовительного отделения, разделённого на 2 класса, и школьного — из трёх классов. По окончании школьных классов учащиеся в возрасте 14–15 лет поступали в ремесленное отделение, разделённое на 2 «мастерства» — корзинное и щёточное. В корзинном отделении плели корзины, маты и мебель. Девочки обучались различным рукоделиям. Детей также обучали пению, особенно духовному, наиболее способных — музыке и даже настройке роялей. Имелись регентские классы. Общее образование давали по типу городских двуклассных училищ. В 1900-е годы при училище имелись педагогические курсы, готовившие учителей для региональных училищ для слепых. Ремесленное отделение заканчивали в 19–20 лет. В случае необходимости дальнейшая поддержка выпускников осуществлялась из специального вспомогательного фонда.
Главной задачей перед училищем К.К. Грот ставил подготовку незрячих к самостоятельной жизни в обществе. Петербургское училище стало методическим центром для подготовки учителей для училищ слепых по всей стране. К 1917 году было открыто 35 училищ. Для взрослых слепых были созданы специальные мастерские, где они проходили обучение и могли работать.
Здание Александро-Мариинского училища существует и сегодня, оно находится по адресу: улица профессора Попова, дом 37 Б. В настоящее время здесь располагается Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». Заглянув в него, мы увидим широкие лестницы с пологими ступенями, высокие потолки, широкие рекреации и аудитории.
По обеим сторонам лестницы в XIX – XX веке стояли бюсты Луи Брайля и Валентина Гаюи, выписанные из Франции самим К.К. Гротом.
Прижизненный бюст К.К. Грота был выполнен русским скульптором, академиком Императорской Академии художеств, Пармёном Петровичем Забелло и установлен в актовом зале училища в 1891 году.
Знаменитый памятник К.К. Гроту, выполненный русский скульптором, академиком Императорской Академии художеств, Марком Матвеевичем Антокольским, был торжественно открыт у здания Александра-Мариинского училища в 1906 году на Песочной улице. Деньги на этот памятник собрали по подписке слепые России, благодарные К.К. Гроту за его попечение о незрячих.
Школа продолжала работать и после Октябрьской революции. Ученики заканчивали не только начальные классы, но и школу 2-й ступени. Многие из них затем поступали на рабочие факультеты (рабфаки). Особое место в жизни ребят занимала работа в мастерских, а также музыка и спорт.
В 30-е годы Ленинградская школа слепых первой из специальных школ включилась в общую систему образования, убедительно доказав, что незрячие школьники способны получать среднее и даже высшее образование.
Создание кафедры тифлопедагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена открыло для педагогов школы уникальную возможность осуществлять научный подход к обучению и воспитанию слепых детей. Учителя под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Б. И. Коваленко активно участвовали в создании учебных программ, апробировании новых методов преподавания, закладывая основы тифлопедагогической науки.
В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в село Большая Рига Курганской области, а в здании школы в период Ленинградской блокады располагался детский госпиталь. Находясь в эвакуации, учителя и воспитатели вместе с детьми участвовали во всенародном патриотическом деле – помощи фронту. После войны перед коллективом школы встала новая задача – обучение и реабилитация не только детей, но и взрослых, потерявших зрение на войне.
Переезд школы в здание на Малой Охте (по адресу проспект Шаумяна, 44) состоялся в 1961 году. В новую школу были перевезены и все памятники. Педагогический коллектив школы под руководством директора А. В. Моргайлика обобщил опыт совместной работы со слепыми и слабовидящими учащимися. В школе были оборудованы учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым для проведения занятий. Большую положительную роль в организационной работе играли ученические организации, в том числе и первичная организация Всероссийского общества слепых.
В 1975 году произошло слияние школы с интернатом для слабовидящих детей.
В 2000 году распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева школе-интернату № 1 было присвоено имя Константина Карловича Грота.
В настоящее время школа под руководством директора А. В. Мухина стремится продолжать дело, начатое более столетия назад К.К. Гротом, реализовывать новые педагогические идеи и подходы, искать пути совершенствования работы в современных условиях для подготовки слабовидящих и незрячих учащихся к успешной адаптации в обществе.

View the embedded image gallery online at:
https://www.grot-school.ru/muzej-shkoly#sigProGalleria035edeb195

История музея

Как возник музей

В 1969 году по инициативе педагогического коллектива, директором которого была Вележанинова Лидия Иосифовна, в школе был открыт музей, посвящённый истории создания, становления и развития Петербургской школы для слепых детей.

К тому времени школа уже поменяла адрес и переехала с Аптекарского острова, где располагалось Александро-Мариинское училище, на Малую Охту (проспект Шаумяна, 44).

Должности руководителя школьного музея в те времена не было. Музей был делом всей школы, его создавали всем коллективом. В этой работе участвовали и учителя, и ученики. В состав руководства музея входили директор школы Вележанинова Лидия Иосифовна и педагоги: Аршанкина Капитолина Георгиевна, Бершадский Вячеслав Александрович, Константинова Анжелика Каранатовна, Павлюченко Евфалия Ивановна, Соловьёв Анатолий Федорович. 

Открытие в 1969 году музея школы для слепых детей было торжественным и важным событием. На открытии присутствовали гости: выпускники школы, ученые тифлопедагоги, представители Ленинградского отделения Всероссийского общества слепых, районная администрация.

Музей школы был открыт в просторном зале. Стенды были созданы по макетам, подготовленным профессиональными художниками-проектировщиками. Сегодня в музее хранится макеты стендов того времени. По печати видно, что стенды утверждались специальным Художественным Советом.

Жизнь музея

Музей любили: сюда приходили и сами ребята, и педагоги, и родители. Здесь проводились уроки для учеников школы, экскурсии для гостей школ из разных городов России, мероприятия, связанные со знаменательными датами.

Фонды музея постоянно пополнялись: выпускники школы оставляли свои воспоминания о школе, приносили фотографии, книги. Классы почти ежегодно создавали фотоальбомы об интересных делах, в которых участвовали. Так, в 70-е годы каждый выпускной класс оставлял в музее свой выпускной фотоальбом.

За время существования школы экспонатов и документов, рассказывающих об ее интересной истории, накопилось много. Однако капитальный ремонт школы и связанные с ним переезды привели к закрытию музея. Часть экспонатов была безвозвратно утеряна.

Реставрация музея в конце XX века

С 1995 года начались работы по реставрации музея. Открытие музея заново состоялось в 1997 году.

Активное участие в восстановлении музея приняли директор школы и учитель истории Мезрин Василий Петрович, учитель русского языка и литературы Павлюченко Евфалия Ивановна и другие члены педагогического коллектива. Всю работу по координации усилий этих людей взяла на себя учитель истории, выпускница школы Иванова Нина Федоровна.

Вся работа по оформлению музея была проведена аспиранткой кафедры тифлопедагогики Российского Государственного Педагогического Института им. А. И. Герцена Строчиловой Анной Анатольевной, которой педагогический коллектив школы выразил особую благодарность.

В музее вновь проводились экскурсии и уроки по истории города и истории школы.

Реставрация в музея в начале XXI века

В начале XXI века появилась официальная должность руководителя музея. Им стал Василий Петрович Мезрин. 

По инициативе директора школы Алексея Викторовича Мухина в 2014 году состоялся капитальный ремонт помещения, в котором расположен музей, были заказаны новые, современные музейные стенды.

В 2015 году в школе отмечался 200-летний юбилей со дня рождения Константина Карловича Грота. В связи с этим событием, музей школы был реконструирован.

В музее появились удобные современные шкафы для хранения предметов музейного фонда, витрины с подсветкой, в которых помещены экспонаты школьного музея, установили новые стенды, оформление которых подготовила педагог Ольга Александровна Жданкова.

Администрация школы обеспечила школьный музей современной техникой: компьютером с выходом в Интернет и локальную общешкольную сеть, сканером и принтером.

В начале 2015 года отреставрированный музей был торжественно открыт.

Музей сегодня

Архив музея располагает: 

  • Уникальными изданиями книг для слепых XIX – XX веков.
  • Фотографиями дореволюционного периода.
  • Фотоальбомами, рассказывающими о жизни школы и отдельных классов и кружков.
  • Учебными картами.
  • Брайлевскими приборами.
  • Скульптурными и рельефными изображениями.
  • Разными видами печатных машинок для обычного и брайлевского текста.
  • Образцами литературного творчества, рукописями слепых, начиная с 1941 года.
  • Документами, рассказывающими о жизни выдающихся деятелей школы.

На сегодняшний день самыми значимыми экспонатами музея являются:

  • Памятник К. К. Грота скульптора Марка Антокольского. 
  • Бюст Луи Брайля конца ХIХ века работы французского скульптора (копия оригинального памятника, установленного на могиле Луи Брайля во Франции). 
  • Оригинальный бюст Валентина Гаюи конца ХIХ века (парный бюсту Луи Брайля).
  • Прижизненный бюст К. К. Грота скульптора Пармёна Забелло. 

Музейные залы

В настоящее время музей занимает два школьных помещения. В первом, кабинете № 231, представлены подлинные экспонаты - книги, карты, фотографии, альбомы. 

Второй – открытый зал музея - занят информационными стендами и витринами. Каждый информационный стенд снабжен специальными таблицами по Брайлю.

Музейный актив

Музейный актив постоянно занимается поисково-исследовательской, просветительской и краеведческой работой. Слепые учащиеся «расшифровывают» тексты, написанные по Брайлю, создают архивные аудиозаписи, рассказывают о школьном музее в радиопередачах. Слабовидящие учащиеся создают картотеку музея, а также активно участвуют в районных краеведческих конкурсах и проектах. 

Регулярно проводятся экскурсии для посетителей музея - групп разных возрастов, из разных уголков нашей страны, а также для иностранных гостей. 

Музейные выставки организуются на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Музейный актив переписывается со старыми выпускниками школы.

Летопись истории школы

В 2015 году на базе школьного музея коллектив школы создал книгу "Есть такая школа...". Главными авторами книги стали директор школы Алексей Викторович Мухин и музейный педагог Ольга Александровна Жданкова.

Изучение истории школы продолжается и сегодня. Музейная коллекция пополняется новыми материалами как результатами поисково-исследовательской деятельности сотрудников и актива музея.

Документы музея
Музейная экспозиция
Разделы экспозиции

Раздел 1. Как все начиналось (о развитии тифлопедагогики)

Раздел посвящен трем личностям, оказывавшим значимое влияние на формирование тифлопедагогики. Это Валентин Гаюи (1745—1822), Луи Брайль (1809—1852), Константин Карлович Грот (1815—1897).

Тема раздела связана с теми существенными изменениями, которые произошли в мировом сообществе благодаря этим великим людям.

Музейная коллекция включает в себя:

  • бюст Луи Брайля работы французского скульптора (копия оригинального памятника, установленного на могиле Луи Брайля во Франции);
  • оригинальный бюст Валентина Гаюи (парный бюсту Луи Брайля);
  • прижизненный бюст К.К. Грота скульптора П.П. Забело
  • изобразительные материалы (картины, черно-белые фотографии);
  • книги («Послание апостола Павла к римлянам», Штутгарт 1861 год, немецкий, унциал; книги по Брайлю).

Тему раздела помогают раскрыть предметы научно-вспомогательного фонда и аудио музей.

Раздел 2. Александро-Мариинское училище

Раздел посвящен трудам К.К. Грота по созданию в Санкт-Петербурге училища для слепых детей, а также истории Александро-Мариинского училища. В 1880 году императрицей Марией Александровной было основано

Попечительство о слепых, названное в честь императрицы Мариинским. В 1881 году под эгидой Попечительства оказалась и школа, созданная К.К. Гротом. Так возникло Александро-Мариинское училище. В 1889 году школа была переведена на Песочную улицу в специально построенное архитектором А. О. Томишко задание. Данный раздел рассказывает об Александро-Мариинском училище, его Уставе и Правилах внутренного распорядка, особенностях обучения и профессиональной ориентации. Соответствующий стенд рассказывает об архитектурном проекте и интерьерах Александро-Мариинского училища.

Музейная коллекция включает в себя следующие экспонаты:

  • уникальные издания книг для слепых XIX века;
  • фотоальбом Александро-Мариинского училища 1893 года;
  • учебные карты;
  • брайлевские приборы;
  • разные виды печатных машинок для обычного и брайлевского текста.

Раздел 3. Школа в советское время

Раздел посвящен времени, когда школа официально потеряла имя Александро-Мариинского училища.

Революция 1917 года прервала деятельность благотворителей. Однако, памятник Антокольского, как и многочисленные фотопортреты К.К. Грота, сохранил для нас его образ, а изданные «Записи» и «Материалы к биографии…» – его замыслы и черты личности. Дело его было продолжено.

В этом разделе рассказывается о жизни школы для слепых в советское время, о деятельности пионерской, комсомольской организаций, а также Всесоюзного Общества Слепых.

Тему раздела раскрывают подлинные экспонаты: книги и фотографии, знамя пионерской дружины, горны, пионерские галстуки, а также аудиофайлы с воспоминаниями педагогов и учащихся о жизни школы в советское время.

Раздел 4. Школа во время Великой Отечественной войны и блокады.

Большой раздел школьного музея посвящён Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны школа продолжала сою жизнь, находясь в эвакуации, учителя и воспитатели вместе с детьми участвовали во всенародном патриотическом деле – помощи фронту.

Через 25 лет после эвакуации на торжественной встрече в школе учитель Екатерина Владимировна Лимонова выступила с чтением своих воспоминаний о событиях тех лет. Рукописный текст ее доклада хранится в музее.

Здание Александро-Мариинского училища на Аптекарском острове, стало своеобразным блокадным госпиталем для умиравших от голода детей. Сведения об этом дошли до нас благодаря Антону Майданову, некогда участнику объединения «Музееведение», который основывает свое открытие на фильме «Голоса». Фильм теперь находится в архиве музея.

Данный раздел включает в себя экспонаты, рассказывающие нашим экскурсантам о мужестве детей и взрослых во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. В нем представлены:

  • полевой телефонный индукторный коммутатор, предназначенный для оборудования телефонных станций малой емкости;
  • подлинные изделия, изготовленные учениками школы для отправки бойцам на фронт;
  • рукопись и фотографии Е. В. Лимоновой об эвакуации;
  • фотографии военных лет;
  • рисунки на тему Ленинградской блокады выпускников школы.

Раздел 5. Гордость школы имени К.К. Грота.

В этом разделе экскурсовод рассказывает о времени, когда школа стала носить имя К.К. Грота, о достижениях выпускников и современных учеников, которые проявили себя в самых разных областях деятельности: театр, эстрада, спорт, радио.

Часть экспозиции занимают спортивные кубки, медали, дипломы, завоёванные учениками и выпускниками школы под руководством замечательного педагога, заслуженного тренера В.В. Кустова.

В разделе есть материалы о директорах школы (Александро-Мариинского училища – Института слепых – коррекционной школы-интерната для слепых детей – школы-интерната №1 имени К.К. Грота). Директора школы всегда определяли ее идеологию. Имена каждого из них, воспоминания о старых директорах навсегда остались в материалах музея школы.

В этом разделе рассказывается о времени, когда школа стала носить имя К.К. Грота, о достижениях выпускников и современных учеников, которые проявили себя в самых разных областях деятельности: театр, эстрада, спорт, радио.

Часть экспозиции занимают спортивные кубки, медали, дипломы, завоёванные учениками и выпускниками школы под руководством замечательного педагога, заслуженного тренера России, В.В. Кустова

В разделе есть материалы о директорах школы (Александро-Мариинского училища – Института слепых – коррекционной школы-интерната для слепых детей – школы-интерната №1 имени К.К. Грота). Директора школы всегда определяли ее идеологию. Имена каждого из них, воспоминания о старых директорах навсегда остались в материалах музея школы.

Этот раздел постоянно пополняется новыми материалами.

Раздел 6. Бюсты бронзовые: Л. Брайль, В. Гаюи, К.К. Грот

В данном разделе рассказывается о трех великих личностях, родоначальниках тифлопедагогики, запечатленных выдающимися скульпторами в бронзе. Валентин Гаюи – основатель первой школы для слепых во Франции и в Санкт-Петербурге. Луи Браль – изобретатель азбуки для слепых. Константин Карлович Грот – создатель системы училищ для слепых в дореволюционной России.

Бюст Валентина Гаюи

Бюст Валентина Гаюи был заказан в Париже по указанию К.К. Грота и установлен в вестибюле Александро-Мариинского училища.

Валентин Гаюи изображен в одежде, соответствующей моде того времени: в парике и жабо.

Материал бюста - бронза. Надпись на подножии – «Гаю 1742 - 1822».

Пьедестал – папье-маше в стиле барокко.

Бюст Луи Брайля

Парный бюст Луи Брайля был также заказан в Париже по указанию К. К. Грота для Александро-Мариинского училища. Он является копией бюста, установленного на могиле Брайля.

Луи Брайль изображен в учительском мундире.

Материал бюста – бронза. Надпись на подножии: «Брайль 1809-1852».

Пьедестал – папье-маше в стиле барокко.

Бюст Брайля – это копия бюста с памятника Луи Брайля, который стоит на его могиле, в родном городе Кувре, во Франции.

Бюст Константина Карловича Грота

Этот бюст работы известного скульптора П. П. Забелло был установлен в 1891 году в актовом зале Александро-Мариинского училища на Песочной улице. Позднее он был перевезен вместе со школой на проспект Шаумяна, 44.

Этот скульптурный портрет – прижизненный. Константин Карлович Грот изображен без орденов, в светской одежде – костюме-тройке.

Материал бюста - бронза. У подножия сохранились остатки мраморного пьедестала.

Мраморный пьедестал утрачен.

Надписи: слева у подножью бюста табличка с надписью – «А. Морандъ. С.ПБ.».

Раздел 7. Тематические выставки

В выставочном зале-рекреации расположены 6 витрин, в которых размещаются временные тематические выставки.

Витрины сопровождаются двумя тифломнемосхемами, которые помогают незрячим ориентироваться в музейном зале-рекреации.

Тематика выставок зависит от календарных и школьных событий, а также от музейного плана выставок.

Темы последних временных выставок:

  • Знаменитые учителя нашей школы.
  • Удивительные матери замечательных выпускников.
  • 3 декабря – международный День инвалидов.
  • Тайна Рождества и история Нового года.
  • Константин Карлович Грот – и это все о нем…

View the embedded image gallery online at:
https://www.grot-school.ru/muzej-shkoly#sigProGalleria068d95ffe0

Стенды музейного зала

Стенд №1 «Книги о К.К. Гроте»

Стенд посвящен книгам о Константине Карловиче Гроте. Первые книги, приуроченные к 100-летию со дня его рождения, были напечатаны еще в 1915 году. Но эти издания, «К.К. Грот как государственный и общественный деятель» и «К.К. Грот в юности и первую эпоху службы», содержат только необработанные материалы к его биографии.

К 200-летию со дня рождения К.К. Грота, в 2015 году были изданы новые книги о нем. Несколько изданий в качестве экспонатов школьного музея были привезены из Самары: здесь Грот занимал должность губернатора. Это «Отец Самарской губернии» Д.В. Агалакова, сборник «Он много сделал на благо Самары: историко-биографический очерк [о К.К. Гроте]», подготовленный сотрудниками Самарской областной библиотеки, а также многочисленные научные и журнальные статьи.

На стенде представлены и петербургские издания 2015 года: «Сердце, отданное людям: Страницы жизни создателя Александро-Мариинского попечительства о слепых в России Константина Карловича Грота» историка А. В. Терентьевой, и «Есть такая Школа. 200-летию со дня рождения К.К. Грота посвящается» директора А.В. Мухина и педагогов школы Грота.

Стенд №2 «Константин Карлович Грот - лицеист»

Стенд рассказывает о лицейском периоде жизни К.К. Грота.

Константин и его брат Яков были определены в Царскосельский лицей в 1826 году по личному указанию императора Николая I.

Есть сведения о том, что в Лицее Гроты встречались с А. С. Пушкиным, который приезжал в Лицей в качестве гостя, специально для встречи с воспитанниками. Братья Гроты принадлежали к тому поколению, которое стояло еще достаточно близко к первому, пушкинскому, выпуску, но уже смотрело на него с обожанием и боготворило. Это отношение ко всему первому выпуску сохранилось у Якова и Константина Гротов на всю жизнь.

19 октября – День Лицея – стал большим праздником не только для А.С. Пушкина, но и для Якова и Константина Гротов. Оба они каждый год принимали участие в организации празднования Дня лицейской годовщины.

Стенд №3 «Самарское губернаторство К.К. Грота»

К.К. Грот был губернатором Самары 6 лет. Этому периоду его жизни посвящен музейный стенд.

С 1853 года за время его губернаторства облик города сильно изменился. При непосредственном участии Грота в Самаре были начаты работы по благоустройству, открыты несколько учебных заведений, театр, библиотека, филармоническое общество, лечебные учреждения, сберкасса, пожарная служба и многое другое. Были проведены работы по благоустройству пристани и трех спусков к реке Волге, в Самаре стали регулярно останавливаться пароходы.

Самара всего за несколько лет превратилась в благоустроенный культурный центр. К лучшему изменилась и жизнь горожан. Успешная деятельность К.К. Грота была ими отмечена, он стал первым почетным гражданином Самары.

Жители города Самары до сих пор с благодарностью вспоминают губернатора Грота, в его честь в Самарской областной библиотеке регулярно проходят гротовские чтения.

Стенд №4 «По труду – почет и уважение»

Стенд рассказывает об орденах и других наградах К.К. Грота.

Что такое орден? Это высшая государственная награда за заслуги перед Отечеством. Ордена вручают за доблесть и мужество в бою, за отличную службу, за добрые дела, за милосердие и благотворительность. Некоторые ордена Царской Империи давали право на дворянство или получение крупной денежной пенсии.

На стенде показаны ордена, кавалером которых был К.К. Грот: Орден Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святого Станислава, Святой Анны, Святого Андрея Первозванного и другие награды.

Все ордена и медали были вручены императорами К.К. Гроту за его службу в разных областях государственной и общественной деятельности. К.К. Грот многое сделал для России и был награжден почти всеми важнейшими российскими орденами того времени.

View the embedded image gallery online at:
https://www.grot-school.ru/muzej-shkoly#sigProGalleria9121f366d4

Экскурсии

В 2019 -2020 учебном году мы приглашаем вас на следующие экскурсии:

1 классы: «Первое знакомство с музеем»;

1 - 4 классы: «Детство и юность К. К. Грота как начало его служения России»;

2 - 7 классы и взрослые: «Образование для слепых и слабовидящих людей в России. Как все начиналось: Валентин Гаюи, Луи Брайль и Константин Грот»;

5 - 6 классы: «Наша школа в начале становления: Александро-Мариинское училище»;

7 - 9 классы и взрослые: «История школы Грота: 3 этапа развития»;

8 - 12 классы и взрослые: «Жизнь и деятельность К.К. Грота»;

9 - 12 классы и взрослые: «Дело всей жизни: директора и учителя школы Грота»;

1 - 9 классы и взрослые: «Жизнь школы для слепых в период Отечественной войны и Ленинградской блокады»;

6 - 12 классы: «Письма из прошлого. Воспоминания о войне и эвакуации учеников и учителей»;

5 - 12 классы и взрослые: «Они сражались за Родину. Незрячие бойцы на защите Ленинграда»;

6 - 12 классы и взрослые: «Мы ими гордимся! Знаменитые выпускники школы».

Новости музея

Наталья Николаевна Дорогова - 50 лет педагогической деятельности

Практическая конференция «Эстафеты Победы: опыт, уроки и лучшие практики»

Золотой ключик Победы!

Научно-практическая конференция «Вопросы творческого развития детей-инвалидов»

Инклюзивное кино. Урок памяти.

Есть такой музей…

3 сентября – День памяти жертв Беслана

Загадочный памятник школьного музея

Участие в фото-челлендже «Тульскому кремлю – 500-лет!»

Обращение к выпускникам школы имени К.К. Грота разных лет

История России в школьных музеях

Письмо-воспоминание Петра Коркишко

Флешмоб «Знаем! Храним! Помним!»

Память в сердце каждого

Конкурс «Простые истории Великой Победы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ

День рождения Красногвардейского района

Школьный музей – участие в Колпинских чтениях

Музейные путешествия: реальные и виртуальные

Музей истории школы имени К.К. Грота в книге Памяти Великой Войны

Международный симпозиум «Семья Гротов в истории России и лютеранской церкви»

Клуб «Чайка» в музее школы-интерната №1 им. К.К. Грота: поговорим о Великой Отечественной войне

Виртуальный Русский музей

Диалог культур – путь достижения общественного согласия

Школа им. К.К. Грота в блокадном Ленинграде

24 января - День Рождения К.К. Грота

Всемирный день азбуки Брайля

Новости школьного музея: Новому году – 320 лет!

3 декабря – Международный день инвалидов

День матери в школьном музее

Многоликий Петербург

Атрибуты знаменитых инвалидов

Родословная Константина Карловича Грота

Открытая городская конференция «Я на войне был школьником блокадным...»

Загадки школы К.К. Грота

Музейно-историческая игра «Петербург – город путешественников»

От школьного музея: «С Днем Учителя!»

Музей – душа школы. Приходите к нам!

Версия для слабовидящих

.