Функциональная грамотность

img02222

 

«Функционально грамотный человек — это человек,

который способениспользовать все постоянно

приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения

и социальных отношений»

А.А. Леонтьев

 

5-е классы с 1 сентября 2022 года обучаются по обновленному ФГОС. В учебном плане для них выделен час внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности.

О функциональной грамотности

Что такое функциональная грамотность?

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания и навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Иными словами, функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку?

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.  Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета?

Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом для решения задания учащемуся требуется самостоятельно «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик.

Может быть, функциональная грамотность — просто веяние моды?

Функциональная грамотность — это главная тенденция развития российского образования. Конечно, внедрение школьных знаний в реальную жизнь — это не внезапное озарение экспертов образования, а многолетняя практика многих опытных и знающих педагогов. Активное обсуждение этой темы — лишь знак того, куда сместился фокус развития образования.

 

События
Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению,  формированию и оценке функциональной грамотности

 

Информационно-методические материалы
Ссылки на электронные ресурсы

12 

Новости VK

Версия для слабовидящих

.