История школы-интерната № 1 имени К.К. Грота

 

История школы-интерната № 1 имени К. К. Грота берет свое начало со времени основания в Российской империи Александро-Мариинского училища слепых - учебного заведения для детей-инвалидов по зрению. Первоначально оно было открыто в 1881 году как частное заведение, первая школа для незрячих детей, основанная известным политическим и общественным деятелем Константином Карловичем Гротом в снятой им квартире на Таврической улице. Тогда там училось всего 10 слепых мальчиков.

Школа вошла в состав Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. В 1883 году была открыта школа для незрячих девочек.

В 1885 году две школы (мужская и женская) объединились в одну: обучение перестало быть раздельным. После объединения женской и мужской школы удвоился и педагогической состав. К. К. Грот выбрал в качестве директора новой школы известного российского тифлопедагога Германа Павловича Недлера, прошедшего перед этим стажировку в Дрезденском королевском институте слепых.

В 1889 году усилиями К. К. Грота с помощью венценосных спонсоров было построено специальное здание Александро-Мариинского училища по проекту известного архитектора, академика, действительного члена Академии художеств, Антония Осиповича Томишко. Здание Александро-Мариинского училища было заложено 2 июня 1888 г., а к осени 1889 г. было вчерне закончено. Так появилось на карте Санкт-Петербурга Александро-Мариинское училище слепых. Расходы на его содержание разделили с К.  К. Гротом члены Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.

Училище располагалось на Песочной улице (Аптекарский остров). На той же улице были выстроены трудовые мастерские, где выпускников обучали плетению корзин и мебели, изготовлению щеток, шитью и прядению.

Главной образовательной целью перед училищем К.К. Грот ставил подготовку незрячих к самостоятельной жизни в обществе. Первой задачей К. К. Грот считал «воспитание и обучение слепых детей, и подготовку их к самостоятельности», второю задачей - «подготовку к самостоятельной жизни взрослых трудоспособных слепых» и уж затем «заботу о неспособных к труду слепых».

К 1885 году в училище обучалось 55 учащихся (мальчиков и девочек). В 1890 году состоялся первый выпуск. К 1892 году в училище было уже 100 учащихся (58 мальчиков и 42 девочки), а по состоянию на 1 января 1911 года — 120 обучающихся.

В училище принимались слепые дети всех сословий от 7 до 11 лет. Училище состояло из приготовительного отделения, разделённого на 2 класса, и школьного — из трёх классов. По окончании школьных классов учащиеся в возрасте 14–15 лет поступали в ремесленное отделение, разделённое на 2 «мастерства» — корзинное и щёточное. В корзинном отделении плели корзины, маты и мебель. Девочки обучались различным рукоделиям. Детей также обучали пению, особенно духовному, наиболее способных — музыке и даже настройке роялей. Имелись регентские классы. Общее образование давали по типу городских двуклассных училищ. Ремесленное отделение заканчивали в 19–20 лет. В случае необходимости дальнейшая поддержка выпускников осуществлялась из специального вспомогательного фонда.

В 1900-е годы при Александро-Мариинском училище действовали педагогические курсы, готовившие учителей для региональных училищ. Таким образом, Петербургское училище стало методическим центром для подготовки учителей для училищ слепых по всей стране. К 1917 году было открыто 35 училищ. Для взрослых слепых были созданы специальные мастерские, где они проходили обучение и могли работать.

Школа продолжала работать и после Октябрьской революции.

В 1924 году Народным комиссариатом просвещения на должность директора в Ленинградский институт слепых детей (так в то время официально именовалась школа) был назначен Василий Ефимович Чугунов, руководивший школой до 1952 года.

Василий Ефимович отводил большую роль подбору педагогических кадров. Обучение проводилось по программам, принятым Наркомпросом СССР. При нём в программу школы были введены уроки пения и физкультуры, уделялось внимание музыкальному образованию. Трудовое обучение проходило в щёточной и переплётной мастерских, на занятиях по рукоделию для девочек. С приобретением вязальных машин девочек стали обучать машинному вязанию. В школе открылась типография, печатавшая книги по Брайлю. Директор руководил всей издательской работой и укрепил типографию кадрами из выпускников школы.

Василий Ефимович сумел придать делу обучения и воспитания незрячих детей общегосударственное значение. В 1924 году после встречи с руководителем Всероссийского общества слепых Борисом Мавромати ученики школы стали вступать в общество. В 1925 году делегация детей вместе с директором присутствовала на первом съезде ВОС в Москве.

В 1926 году с открытием в школе первого класса второй ступени началось формирование средней школы. В 30-е годы Ленинградская школа слепых первой из специальных школ включилась в общую систему образования, убедительно доказав, что незрячие школьники способны получать среднее и даже высшее образование.

Создание кафедры тифлопедагогики при ЛГПИ им. А. И. Герцена открыло для педагогов школы уникальную возможность осуществлять научный подход к обучению и воспитанию слепых детей. Учителя под руководством заведующего кафедрой Б. И. Коваленко активно участвовали в создании учебных программ, апробировании новых методов преподавания, закладывая основы тифлопедагогической науки.

В годы Великой Отечественной войны 11 учителей ушли на фронт. Ученики в сопровождении группы педагогов были эвакуированы в Зауралье, в село Большая Рига Шумихинского района Курганской области. Находясь в эвакуации, учителя и воспитатели вместе с детьми участвовали во всенародном патриотическом деле – помощи фронту. 27 июля 1945 года вернулось из эвакуации 73 человека.

После войны в школу было принято 93 человека, из них 42 потеряли зрение в войну в связи с условиями военного времени. Перед коллективом школы встала новая задача – обучение и реабилитация не только детей, но и взрослых, потерявших зрение на войне. Поэтому при школе на первом этаже было выделено помещение для организации Вечерней школы.

Здание Александро-Мариинского училища существует и сегодня, оно находится по адресу: улица профессора Попова, дом 37 Б. В настоящее время здесь располагается Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.

Переезд школы в новое здание на Малой Охте (по адресу проспект Шаумяна, 44) состоялся в 1961 году. В новую школу, в 1963 году были перевезены и все памятники. Педагогический коллектив школы под руководством директора А. В. Моргайлика обобщил опыт совместной работы со слепыми и слабовидящими учащимися. В школе были оборудованы учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым для проведения занятий. Большую положительную роль в организационной работе играли ученические организации, в том числе и первичная организация Всероссийского общества слепых.

В 1975 году произошло слияние школы с интернатом для слабовидящих детей.

В 2000 году распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева школе-интернату № 1 было присвоено имя Константина Карловича Грота.

Современная школа, сохраняя традиции со времени её основания К.К. Гротом, ориентирована на высокое качество образования и эстетику культурного пространства. Дважды – в 2008 и 2009 годах– школа побеждала в конкурсах по благоустройству территории образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а в 2010 г. выиграла и Всероссийский конкурс. В 2010 и в 2014 годах школа стала победителем конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Инновационные технологии в образовании», а руководитель школы А.В. Мухин стал одним из десяти лучших директоров образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В 2011 году школа получила благодарственное письмо от Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

В 2021 году школа отметила своё 140-летие. В настоящее время в школе работают профессионалы в области тифлопедагогики. В школе учатся дети не только из Санкт-Петербурга, но и из разных регионов России. Кроме преподавания основных предметов, в школе проводится внеурочная деятельность и коррекционно-развивающая работа. Учащимся предлагается большой выбор объединений дополнительного образования, а также занятий и мероприятий в области воспитательной деятельности.

Педагогический коллектив под руководством директора А. В. Мухина стремится реализовывать новые педагогические идеи и подходы, а также найти пути совершенствования образовательной и воспитательной деятельности в современных условиях для подготовки слабовидящих и незрячих учащихся к успешной интеграции и адаптации в обществе.

Валентин Гаюи
Луи Брайль

К.К.Грот Шахматный кружок, 30-е годы В.Е.Чугунов
Духовой оркестр, 30-е гг Духовой оркестр, 60-е гг Здание Александро-Мариинского училища
Педколлектив Александро-Мариинского училища Спальня в Здание Александро-Мариинском училище Ученики 30-х гг
Урок русского языка, 30-е гг Урок биологии, 30-е гг У здания старой школы, 50-е гг
Урок физики, 50-е гг
Школьный музей, 2010 г
 

Календарь новостей

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Версия для слабовидящих

.