Обучающая практика студентов РГПУ им. А.И. Герцена по коррекционным дисциплинам в школе-интернате № 1 им. К.К. Грота

С 28 января по 06 февраля 2019 года к нам в школу пришли студенты РГПУ им. А.И. Герцена Института дефектологического образования и реабилитации, будущие тифлопедагоги 5 курса заочного отделения для прохождения практических занятий по коррекционным дисциплинам под руководством доцента кафедры тифлопедагогики Замашнюк Елены Вадимовны. Им предстояло познакомиться с нашими учащимися, составить представления о нашей школе, вникнуть в специфику и методику преподавания коррекционных предметов, ведь они выбрали для себя очень благородную профессию учителя, который должен умело научить и помочь детям с глубокими нарушениями зрения и множественными другими заболеваниями. Радостно было видеть студентов вдумчивых и внимательных, которым предстояло на практике глубоко погрузиться в освоение преподавания именно коррекционных предметов (зрительное восприятие, социально-бытовая ориентировка, логопедия, ЛФК и т.д.). Одним из важнейших коррекционных предметов в школе является предмет «Ориентировка в пространстве», где, используя сохранные анализаторы, наши дети учатся быть самостоятельными и независимыми людьми в открытом и закрытом, малом и большом, свободном и замкнутом пространстве, учатся осваивать новые незнакомые маршруты, пользоваться всеми видами транспорта, знать и любить свой город, быть коммуникабельными и интересными людьми социализированными в окружающий мир и общество. На обучающих занятиях, которые посетили студенты по предмету «Ориентировка в пространстве», им были предложены различные варианты проведения занятий; предложено принять участие в учебном проекте «Почта России»; дана возможность самим познакомиться с детьми и провести занятия, а также творчески проявить себя по теме «Слуховое восприятие окружающего пространства». Эта тема очень обширная и многогранная, включает в себя значение, локализацию, определение характера звука, его направленности и скорости, а также умение определять расстояние до источника звука. Студенты приняли участие вместе с детьми в обучающей игре, в которой все участники были разделены на 4 команды, попытались самостоятельно своей командой освоить полученное задание и подготовить творческое совместное выступление, изложив содержательный материал своего фрагмента задания. Получилось интересно и весело, тема была раскрыта, да и студенты легко познакомились с учащимися. По окончании обучающей игры состоялись практические занятия по теме «Слуховое восприятие окружающего пространства», в которых и студенты, и дети, используя наглазники, выполняли задания по локализации звука, определяли направление, характера звука, устанавливали расстояние до источника звука в закрытом малом пространстве. Затем, по этой же теме и с такими же заданиями, студенты сами проводили занятие по «Ориентировке в пространстве», но в открытом свободном большом пространстве на знакомом маршруте: «Школа – Почта», делали совместно с детьми сравнительный анализ по изменению звучания звука в помещении и на улице, определяли звуковые ориентиры. Пройдя маршрут вместе с детьми до почты, научились ходить группой и с сопровождающим, узнали алгоритм освоения нового маршрута (словесный рассказ, работа на приборе «Ориентир», определение всех возможных ориентиров), приняли участие в школьном учебном проекте «Почта России», где в помещении почты отправляли письма, которые написали дети. Также студенты несколько занятий посвятили составлению индивидуальной диагностической карты.

Благодаря такой практике, студенты смогли проявить себя и оценить работу наших учителей, смогли увидеть итог нашего многолетнего кропотливого труда по социализации детей в общество. Я уверена, что нынешние студенты в будущем станут достойными людьми и учителями, такими же, как и мои преподаватели РГПУ им. А.И. Герцена, прославившие наш дефектологический факультет – А.Г. Литвак, В.А. Феактистова, Э.М. Стернина, Т.П. Бубнова и многие другие.

Ногина Л.Б. – учитель коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве»

Версия для слабовидящих

.