Современность и история – на нашей территории!
С 1889 года школа-интернат (тогда она носила название Александро-Мариинского училища для слепых детей) занимала специально для нее выстроенное по проекту архитектора А. О. Томишко трехэтажное здание на Аптекарском острове. Памятник К. К. Гроту (скульптор М. М. Антокольский) – основателю школы, чье имя она носит теперь –был торжественно открыт в 1906 году у здания Александра-Мариинского училища на Песочной улице. В архивах школьного музея можно найти воспоминания педагогов и учеников школы, которые описывают огромную территорию, принадлежавшую училищу. К его собственности относился и большой яблоневый сад, спускавшийся к Неве.
В 1961 году школа-интернат для слепых детей переехала на Малую Охту, но уникальный памятник ее основателю остался неотъемлемым атрибутом территории и в новой, советской жизни – он также прибыл в Красногвардейский район и занял своё место рядом со школой. И такой же непременной частью жизни школьников на проспекте Шаумяна стал яблоневый сад. (Подробнее с историей школы можно ознакомиться в разделе «Музей».)
Большая школьная территория менялась с течением времени и в соответствии с его требованиями. Сад становился красивее. Все началось с цветов. Директор школы А.В. Мухин сумел убедить педагогов, родителей, власти района и спонсоров в необходимости превратить территорию в цветущий сад. Дети-инвалиды, твердо был убежден он, должны расти в окружении красоты. Газоны, клумбы, альпийские горки, хвойные деревья, кусты сирени, вьющиеся растения, скрывающие бетонный забор, и, конечно, яблоневый сад превратили скучный пришкольный участок в элитную парковую зону посреди большого современного «спального» района. Помимо этого, появились новые дорожки, пруд, мостик. История постепенно прорастала реальностью, и это было красиво.
Сегодня любой ступивший на участок школы-интерната сразу понимает: прошлое и современность могут совершенно гармонично сосуществовать друг с другом. Территория не просто прекрасно благоустроена, но и отвечает двум, казалось бы, несовместимым, требованиям: гармоничный ландшафтный дизайн, который напоминает об историческом контексте славного прошлого школы, и современные стандарты благоустройства, связанные с коррекционной спецификой учреждения.
В настоящее время пришкольную территорию можно условно разделить на 3 взаимодополняющие части:
1.фасадная часть;
2.внутренний двор и Домик;
3.Сад ощущений.
Находясь на фасадной части, посетители могут прогуляться по тенистым аллеям, отдохнуть на стильных монументальных скамьях, наслаждаясь запахом цветов, постоять у памятника К.К. Грота и прикоснуться к полуторавековой истории школы. В самом дальнем конце фасадной части расположены современные теплицы для проведения практических работ по растениеводству на уроках труда (технологии). Фасад школы вместе с центральным входом обращены к памятнику основателя школы для слепых детей.
Внутренний двор является рабочим пространством школы, служащим для подъезда к школе детей с ТМНР и технического транспорта, а также для прогулок учащихся школы-интерната во второй половине дня. Вход в Домик – в небольшое здание, вмещающее в себя часть классов начальной школы и помещения, в которых с школьниками занимаются учителя надомного обучения – находится со стороны внутреннего двора. А сам Домик отделяет внутренний двор от Сада ощущений.
Сад ощущений школы Грота в том виде, в котором он сейчас находится, возник сравнительно недавно. 31 августа 2019 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов объявил об официальном открытии этого проекта. Возникновение Сада стало итогом многоступенчатой реализации творческих идей директора школы Грота, А. В. Мухина, комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, администрации Красногвардейского района и рабочей группы педагогов-дефектологов и архитекторов. И с осени 2019 года Сад начал функционировать в качестве коррекционного пространства школы, став рабочей площадкой, которую можно использовать со всеми категориями наших детей: слепыми, слабовидящими, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития - на любых занятиях.
Сад разделён на несколько рабочих зон, а именно:
-фонтан со столиком для «тихих» игр;
-звуковые зоны «Музыка ветра» и «Труба зовёт»;
-игровые зоны «Крылатые качели» и «Царь горы»;
-тактильно-кинестетические зоны «Домик» и «Скатертью дорога»;
-альпинарий.
Все зоны соединены дорожками, имеющими бордюры, оснащены мнемосхемами и специальным сигнальным покрытием.
В этот комплекс коррекционно-развивающих зон гармонично включено футбольное поле с опоясывающей его беговой дорожкой и спортивная игровая площадка – пространства, активно используемые учителями физкультуры.
При освоении территории школы-интерната были, по возможности, учтены все потребности учеников. Все части школьной территории дополняют друг друга и решают многоплановые задачи.
С сентября 2012 г. территория была оборудована специальной рельефной разметкой, позволяющей слепому человеку уверенно пройти путь от ворот до порога школы или до Домика.
На участке особенно красиво в самые важные для школы месяцы года: в июне, когда проходят экзамены и выпускные вечера, и осенью, когда ребята возвращаются в родные стены после каникул.
Но территория остается красивой и зимой: здание и деревья вокруг него украшены светящимися гирляндами, дорожки убраны, а на газонах лежит необычный для города чистый снег…
Остается добавить, что дорожки, клумбы, Сад ощущений, мощёная площадка у памятника – хозяйство, требующее ежедневного ухода. За территорией ухаживают не только взрослые. Ребята берегут свою «маленькую страну»: не мусорят на территории школы, работают на субботниках по уборке листьев. Благодаря общим стараниям территория становится наряднее с каждым годом, мы не забываем историю нашей школы, а прошлое гармонично развивается в настоящем и наполняет нас мыслями о возможностях будущего.