К. К. Грот

Константин Карлович Грот

Константин Карлович Грот, имя которого с 2000 года носит наша школа-интернат, родился 12 января 1815 года. Его отец, единственный сын пастора Грота, служил в Министерстве финансов и был, по отзывам современников, «человеком знающим, деловым и в высшей степени благородным».

В 1826 году в 11 лет Константин поступил в Александровский Царскосельский лицей, который окончил в 1835 году, как и его старший брат Я.К. Грот, впоследствии известный филолог. После этого он находился на государственной службе в должности чиновника 9 класса в различных министерствах и ведомствах.

В Министерстве государственных имуществ К.К. Грот проработал до 1844 года. В 1844 году он поступил в Министерство внутренних дел и занялся изучением тюремного вопроса. Он познакомился с постановкой тюремного дела в разных странах Запада и стал мечтать о реорганизации российских тюрем. К.К.Грот находился в постоянных разъездах и поэтому прекрасно знал жизнь российской глубинки. А.Ф.Кони говорил об этом периоде его жизни, что он был "гоголевским ревизором".

1853 году Константина Карловича назначили губернатором города Самары. Его успешная деятельность была отмечена орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени, «именными благоволениями» императора и другими наградами. Он стал первым почетным гражданином Самары. Портрет Константина Карловича Грота вывешивался по традиции на всех городских юбилейных торжествах. В местных учебных заведениях были учреждены три его именные стипендии.

В 1861 году К.К. Грота отозвали с должности губернатора для того, чтобы возглавить Акцизный комитет в департаменте Министерства финансов.

С 1870-1882 г.г. К.К.Грот состоял на различных постах государственной службы, где занимался вопросами изменения системы народного образования, сельского хозяйства и уездного управления. С 1870-1882 г.г. К.К.Грот одновременно занимает должность председателя Совета управления учреждениями Великой княгини Елены Павловны. Буквально за год он привел финансовые дела княгини из убыточных в прибыльные.
С 1882 г. К.К.Грот занимал должность главного управляющего Канцелярии Императрицы Марии, а спустя три года оставил эту деятельность и отдался преимущественно одному специальному делу, которое его уже давно занимало - воспитанию слепых.

Организация помощи слепым, их призрение и борьбы со слепотой - это та филантропическая область деятельности, которая рано обратила на себя его внимание, интересовала его постоянно и которой он посвятил свои труды, любовь и заботу в последние 12 лет жизни. Рассказывая о трагическом, бесправном положении незрячих, он ставил вопрос о необходимости создания специальной организации, занимающейся улучшением жизни слепых. В результате в 1871 году было основано Попечительство о слепых, названное в честь императрицы - Мариинским.

К активному участию в делах Попечительства были привлечены известные специалисты в области глазных заболеваний - доктор А.И. Скребицкий, профессора Л.Г. Беллярминов, Л.Л. Гиршман, К.К. Бродовский, С.С. Головин, популярные общественные деятели, крупные ученые, литераторы и представители искусства. Среди них - географ и путешественник П.П. Семенов-Тяньшанский, юрист А.Ф. Кони, академик-филолог Я.К. Грот, писатель В.Г. Короленко, скульпторы М.М. Антокольский, А.М. Опекушин и др. Слепой Князь Денис Оболенский в письме в редакцию журнала "Слепец" в 1906 году писал: "К.К.Грота по справедливости можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни, освободил из уз невежества и направил к разумному труду, послужившему залогом для их свободной самостоятельной жизни".

В августе 1881 года в квартире на Таврической улице, снятой на средства К.К.Грота, было открыто училище для слепых мальчиков на 10 человек. В будущем с большими сложностями К.К. Гроту удалось приобрести большой участок земли в конце Аптекарского острова. На строительство первого училища и мастерских для слепых К.К. Грот пожертвовал значительные личные средства и средства своей сестры Р.К. Грот, хотя первоначально планировалось, что средства на строительство будут отпущены из сумм, собранных Попечительством по всей России.

Типовой устав для училища был разработан К.К. Гротом. Принимались дети 7-11 лет. Первые годы предполагалось, что дети будут обучаться самообслуживанию, читать и считать, Закону Божьему, а также музыке. В старших классах детей знакомили с историей, географией, на уроках математики с таблицей умножения и процентами. По тому времени это было неплохое образование. В старших же классах начиналось профессиональное обучение: плетение корзин, щеточное настройка роялей. Особо выделялись музыкально-одаренные дети. По поручению Грота, русская учительница Е. Трумберг, пройдя подготовку в Германии, при содействии отечественных педагогов и, в частности, А.И. Скребицкого, разработала русский вариант рельефно-точечного алфавита Л. Брайля, которым до сих пор с учетом реформы письменности 1918 года, пользуются незрячие нашей страны.

В эти же годы закладывались основы подготовки русских тифлопедагогов, из которых продолжали свою научную и педагогическую деятельность и в советской специальной школе. Среди них были: М.К.Мухин, Г.П.Недлер, М.Е.Перов, К.Ф.Лейко, А.И. Червяковский, К.В. Малина, Я.Н. Колубовский, А.Ф. Андрияшев, картограф Ф.В.Карякин, переводчик и полиграфист профессор В.А. Гандер и другие.

Главной задачей перед училищами К.К. Грот ставил подготовку незрячих к самостоятельной жизни в обществе. Петербургское училище стало методическим центром для подготовки учителей для училищ слепых по всей стране. К 1917 году было открыто 35 училищ. Для взрослых слепых были созданы специальные мастерские, где они проходили обучение и могли работать.

30 октября 1897 года К. К. Грот умер. Памятник ему был сооружен на средства, собранные по подписке среди незрячих по всей России. Выполненный скульптором М.М. Антокольским, памятник был открыт 31 октября 1906 года на Песочной улице (ныне ул. Профессора Попова).

В 1963 году памятник был перенесён к нынешнему зданию школы на пр. Шаумяна, 44.

VI Международный культурный форум в Санкт-Петербурге

46
17 ноября 2017 года в рамках проходившего в…

«Разукрасим мир стихами» III Городской конкурс чтецов

47
17 ноября 2017 года в центральной районной детской…

Игры народов мира

31
15 ноября 2017 года в рамках празднования Международного…

Слуховое восприятие окружающего пространства

322
14 ноября 2017 года в нашу школу пришли студенты Института…