Место встречи – Русский музей…

В рамках коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве»

Работа в области музейной педагогики по коррекционному предмету «Ориентировка в пространстве» была начата нами ещё в прошлом веке. В 2003 году 5 каналом СПб телевидения был снят фильм о специальной методике обследования скульптур и картин, применяемой при посещении музеев детьми с глубокими нарушениями зрения. Сегодня, совершенствуя нашу работу в области ориентировки в большом пространстве на примере посещения Русского музея, мы попытались разнообразить цели и задачи нашего увлекательного путешествия в такой сложный для нашего восприятия мир прекрасного. И 15 февраля 2018 года учащиеся 5а класса отправились на школьном автобусе до пл. Искусств, где, обследовав площадь, составили пространственные и предметные представления об открытом большом незнакомом пространстве, воссоздали предметные образы, которые наполняют площадь. Попытались представить на основе словесного рассказа, как выглядит памятник А.С. Пушкину, вдохновенно читали стихи русского поэта. Но самым неожиданным и интересным для наших детей была встреча со студентами 1 медицинского университета СПб, будущими врачами-стоматологами и их преподавателем-доцентом Наталией Михайловной Шулькиной, которая для всех наших учеников дорогой друг и попечитель вот уже 25 лет, и студентами РГПУ им. А.И. Герцена, которые целую неделю были на практике по коррекционным предметам в нашей школе. Студенты познакомились с учащимися 5а класса и сопровождали их в течение всей обзорной экскурсии, а также на мастер-классе в художественных мастерских Русского музея, помогая им в сопровождении по залам музея, обследовании скульптур, составляя при этом уточняющие рассказы о картинах и интерьерах музейных залов. Эта встреча явилась не только нравственным уроком для студентов, они научились грамотно помогать ребёнку в незнакомом пространстве, подарили им свою заботу, радость открытых эмоций, человеческое тепло, но и для наших детей это был замечательный опыт общения, развитие коммуникативных способностей и встреча с молодыми и красивыми людьми. Вот несколько слов, сказанных студентами, будущими педагогами: Анастасия - « Целью нашего путешествия было не просто окунуться в мир искусства, но и увидеть картины, скульптуры, интерьеры залов Русского музея глазами наших ребят, окунуться в их мир. Мы замечательно пообщались с детьми, они рассказывали нам о любимых предметах в школе, своих увлечениях, интересах. В свою очередь мы рассказывали о себе, получилось очень живо, интересно, никто не чувствовал дискомфорта, все были открыты и расположены к диалогу. На мой взгляд, такой опыт общения полезен как для детей, так и для уже взрослых молодых людей. Дети учатся общаться с другими людьми, разного возраста, учатся не бояться просить помощи, преодолевают трудности самого общения. А мы студенты, учимся понимать, помогать детям с нарушениями зрения, чтобы потом не бояться встретиться с ними в окружающем мире, знать, как и чем им можно помочь». Мария – «Нам представилась возможность отправиться вместе с 5а классом в Русский музей в качестве сопровождающих волонтёров. Я познакомилась со всеми учениками этого класса, но больше всего мне запомнился один из них – Никита. Это замечательный, интересный мальчик, который очень любит математику, звёзды и свой старый рояль. Мы провели с этими детьми почти целый день. Для меня это стало незабываемым опытом. Мне очень запомнился момент, когда дети пытались представить и почувствовать сами в какой позе стоит А.С. Пушкин на постаменте. Никита проникся на столько, что даже прочитал нам одно из произведений поэта. В музее экскурсовод попыталась максимально точно дать описание всего того, что дети не могут увидеть сами. Для достоверности образа, им разрешили обследовать бюст Александра третьего. Так же экскурсовод попыталась передать причёску, одежду и позы, изображённые на картинах. Огромное впечатление мы получили в музыкальном салоне. Это был самый светлый и тёплый зал второго этажа. Детям раздали инструменты и вначале они слушали тишину, а затем сами попробовали сыграть музыку и их это очень впечатлило. И ещё, с максимальной точностью и настроением экскурсовод сумела передать настроение картин художника Айвазовского. Как заключение – мастер-класс. Дети смогли обследовать скульптуры, гипсовые статуэтки, бюсты и пытались определить, кто на них изображён: человек или зверь, мужчина или женщина, какого примерно возраста. Этот день я запомню от того, что получила много радостных, тёплых и положительных эмоций». Будущие врачи все сказали о том, что те трудности, которые были у них в жизни, и они не знали, как им справиться с ними, теперь, после этого удивительного дня, это не трудности, и что они все были рады, познакомиться и подружиться с такими замечательными детьми, потому, что у них теперь прибавилось сил учиться и радоваться жизни каждый день…

Воспитатель 5а класса Людмила Михайловна, выражая общее мнение детей, сказала о масштабности этого проекта, о профессионализме всех специалистов, принимавших в нём участие, и о том бесконечном внимании, заботе и любви, которое подарили детям взрослые.

Мы благодарим замечательного экскурсовода Суслову Алёну Владимировну, увлечённого и профессионального человека и специалиста; Наталию Михайловну и Полину Геннадьевну за их любовь и заботу о наших детях, за идею совместного проекта, которому уже два года и где место встречи не изменить, ведь именно из таких проектов и происходит формирование доверия, уважения, взаимной поддержки; всем студентам, которых в этот день назвали волонтёрами, это значит, всегда быть готовыми помочь всем незнакомым людям, ничего не требуя взамен, ведь именно они являются абсолютными лидерами, за которыми стоит будущее страны. Да будет так! Ведь нынешний год наш президент объявил годом Волонтёра, годом душевных поступков!

Учитель коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве» - Ногина Л.Б.

Версия для слабовидящих

.